Роль
уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в школе.
Зенова
Светлана Михайловна, уполномоченный
по защите прав участников образовательного процесса Муниципального Казённого
Общеобразовательного Учреждения Средней Общеобразовательной школы №2
р.п.Екатеринеовка Саратовской области.
Соблюдение
прав человека является базой для создания правового государства. В современном
обществе особое значение приобретает правовое воспитание граждан,
распространение знаний о правах человека, обучение механизмам их защиты. Этому
способствует введение в образовательных учреждениях должности уполномоченного
по защите прав участников образовательного процесса.
уполномоченный по защите прав
участников образовательного процесса,омбудсмен,
права ребёнка,образовательный. Учебно – воспитательный процесс
Несколько последних лет российская
школа и те, кто с нею связан, работают
над созданием, содержанием правового образования, а так же над обеспечением
таких условий, которые бы порождали правовые отношения в рамках школы и за её
пределами. Данный вопрос достаточно актуален, поскольку имеются значительные
нарушения в сфере прав ребёнка, необходима их защита. Очень важно, чтобы права
ребёнка стали не декларацией, а реальностью. Во – первых они должны быть
известны как детям, так и взрослым, а во – вторых, востребованы. Мало знать о
законе, надо захотеть и научиться применять его. [1c.8]
Ясно, школа не занимается контролем за
соблюдением прав ребёнка, сам ребёнок
тоже не всегда может отстоять свои права. Однако школа может раньше других
узнать ущемлены ли те или иные права и интересы ребёнка и помочь ему защитить
их. Именно этому способствует деятельность
уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.
Вопрос о соблюдении прав детей
возник относительно недавно (в 90-е годы 20 века) и связан с начавшимся в
обществе процессом демократизации. Современная ситуация в образовании
характеризуется тем, что права учащихся часто нарушаются или реализуются лишь
частично. Формирование у работников образования ориентации на уважение прав
детей надо рассматривать, как одну из значимых задач. Решение данной
управленческой задачи предполагает в первую очередь повышение уровня правовой
культуры всех участников образовательного процесса.
Основным направлением деятельности
уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса является защита прав и законных интересов
всех его участников. [2] Изучение прав детей не может сводиться
только к информированию об их существовании. Учащиеся должны иметь ясное
представление и о способах реализации этих прав, и о собственной
ответственности за осуществление прав, и о необходимости уважения к правам
других людей. Конечно,
одна осведомлённость не способна обеспечить уровень правосознания и
соответствующего поведения. Но знание и соблюдение законов является
обязанностью гражданина независимо от возраста.[3] Уполномоченный по защите
прав участников образовательного процесса оказывает содействие правовому
просвещению участников образовательного процесса. Основными направлениями деятельности
омбудсмена (уполномоченного по защите прав участников образовательного
процесса) являются:
- принятие внутренних нормативных актов,
регулирующих отношения внутри школьного коллектива;
- проведение мероприятий, посвящённых правам
участников образовательного процесса;
- рассмотрение обращений учеников, их родителей
и учителей и посильная помощь в соответствии со спецификой сложившейся
ситуации.
Роль омбудсмена – не просто
установление контроля за соблюдением прав ребёнка, а начало движения от прав
Ребёнка к правам Человека.
Основными задачами уполномоченного
являются:
1. Всемерное содействие
восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;
2. Оказание помощи родителям
по вопросам соблюдения прав человека, прав ребёнка;
3. Регулирование
взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях,
связанных с соблюдением прав человека, прав ребёнка;
4. Обеспечение взаимодействия
семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребёнка, прав человека;
5. Содействие
правовому просвещению участников образовательного процесса.
Приоритетными направлениями в деятельности
уполномоченного является защита прав и законных интересов всех участников
образовательного процесса. Уполномоченный вправе посещать уроки, родительские
собрания, заседания органов ученического самоуправления, попечительского и
педагогического советов и совещания при директоре. Он вправе получать
объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;
проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления,
администрацией школы проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребёнка;
выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса. Как
правило, ими являются школьный психолог, социальный педагог, учащиеся старших
классов и преподаватель обществознания. Для эффективной работы уполномоченного
администрация школы оказывает ему всемерное содействие: обеспечивает отдельным
помещением, предоставляет запрашиваемые им документы и иные сведения,
необходимые для успешного осуществления деятельности в пределах его
компетенции. Уполномоченные по
защите прав участников образовательного процесса в образовательных учреждениях стали
необходимым элементом школьной жизни при решении проблем учеников, учителей,
родителей, воспитателей, действенным центром по их правовому просвещению Одним из направлений деятельности школьных
уполномоченных должно стать правовое обучение и правовое воспитание детей, а
именно передача, накопление и усвоение знаний о праве, а также формирование
соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение
использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Уполномоченный
по защите прав участников образовательного процесса может следующим образом
участвовать в защите прав ребенка на образование:
-
организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям, связанным с
реализацией права на образование;
-
продумывать, инициировать разработку и реализацию в школе программ правового
просвещения;
-
выступать экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной
администрации основным правам ребенка в сфере образования;
-
выступать организатором детской инициативы, направленной на правовое
просвещение, построение правового пространства в школе, создания правозащитных
организаций.
В
отношении родителей:
- создание
семейных клубов на уровне муниципальных
образований, населенных пунктов, отдельных школ;
-
организация родительского правового всеобуча, постоянного знакомства родителей
с законодательством по основам прав
семьи и детей в современном обществе;
В отношении
детей:
-
правовой всеобуч – ведение уроков права, гражданского образования;
- работа
детских общественных организаций, построение правового пространства школы,
другие формы активизации общественности по защите прав детей.
Основными
формами работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного
процесса являются:
-
индивидуальные и коллективные беседы с учащимися;
-
индивидуальные и коллективные беседы с учителями;
-
индивидуальные беседы с родителями учащихся и с родительской общественностью;
-
доведение до сведения администрации информации об учителях, постоянно
нарушающих права учащихся;
-
организация на классных часах занятий по ознакомлению с «Правилами школьной
жизни»;
- защита
прав конкретного ребёнка и представительство его интересов;
-
расследование дел по индивидуальным жалобам детей;
-
наблюдение за осуществлением законодательства, касающегося защиты интересов
детей;
-
внесение рекомендаций в государственные органы по изменению законодательства в
области охраны прав детей;
- содействие
повышению информированности о правах ребёнка, как самих детей, так и взрослых;
-
действие в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми
и родителями;
-
представление докладов о проделанной работе и о положении дел в вопросе соблюдения
прав ребёнка.
Ещё
одной формой работы по правовому образованию и воспитанию являются тренинги общения для учащихся.
Основная цель таких занятий – профилактика конфликтных ситуаций.
Уполномоченный
по защите прав участников образовательного процесса в своей деятельности применяет следующие методы: наблюдение,
беседа, анкетирование, методы обработки данных.
Приоритетом
в деятельности Уполномоченного является защита прав несовершеннолетних участников
образовательного процесса.
Уполномоченный
по защите прав участников образовательного процесса должен координировать свою
социально-педагогическую деятельность и строить свою работу во взаимодействии с
другими специалистами и учреждениями.[1.c.9]
Социально-педагогическая деятельность
уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса немыслима
без тесного сотрудничества с: педагогами,
социальным педагогом, психологом, классными руководителями, комиссией по делам
несовершеннолетних, уполномоченным по правам ребёнка и уполномоченным по правам
человека.
Институт уполномоченного по правам участников
образовательного процесса является важной составляющей развития
образовательного, учебно – воспитательного процесса.[3]
Деятельность уполномоченного по защите прав участников
образовательного процесса в
Муниципальном Казённом Общеобразовательном Учреждении Средней
Общеобразовательной школе №2 р.п. Екатериновка Саратовской области
разнообразна. Им осуществляется совместно с завучем школы и психологом контроль
за соблюдением правовых норм образовательного процесса (мониторинги,
социологические опросы, анкетирования). Это позволяет не допускать перегрузок
учащихся домашними заданиями, текущими контрольными работами. Его выступления
на родительских собраниях, педагогических советах дают возможность участникам
образовательного процесса получить не только правовую информацию, но и решить
возникшие проблемы в цивилизованной форме. Вся работа уполномоченных направлена
на улучшение условий образовательного,
учебно – воспитательгного процесса, соблюдение санитарно – гигиенических
норм, соблюдение комфортного морально – психологического климата, этических
норм поведения, как учащихся, так и педагогов.
Помощники уполномоченного по защите прав
участников образовательного процесса принимают участие в областном конкурсе «Права
человека глазами ребёнка», который проводится ежегодно. Они также
являются членами волонтёрского движения и являются организаторами различных
социальных акций.
Муниципальное Казённое Общеобразовательное
Учреждение Средняя Общеобразовательная школа №2 р.п.
Екатериновка продолжает вести
работу по защите прав ребенка 7 лет. Были выработаны, корректируются и
обновляются локальные правовые акты:
·
Положение
об уполномоченном по правам участников образовательного процесса
·
«Правила
школьной жизни»
В
положении об уполномоченном сохранены демократические принципы.
Основной девиз омбудсмена – «не
навреди». [3] Жалобы не должны быть источником напряженности в школьном
коллективе, орудием, с помощью которого можно сводить счеты или порочить
репутацию людей.
Основная работа уполномоченного - рассмотрение
обращений и жалоб/ Неделя права занимает особое место в работе уполномоченного по защите прав учащихся
образовательного процесса. На Неделе права
проводится акция
«открытый микрофон». В ходе проведения «открытого микрофона» затрагивается
большое количество самых разнообразных вопросов.
Наличие в школе уполномоченного по правам
участников образовательного процесса должно с каждым годом давать детям,
учителям, родителям опыт улаживания конфликтных ситуаций, умение пользоваться
своими правами, понимая обязанности и ответственность.
Выявленные нарушения не должны оставаться без внимания администрации школы, всего
педагогического коллектива. [3]
Исходя
из этого следует заметить, что атмосфера
детской защищенности и психологического комфорта меняет стиль школьной жизни, превращает учителей, детей,
родителей в союзников и единомышленников; пересматривается педагогическая позиция учителя
и администрации, создаются условия, помогающие созданию и принятию ценностей гражданского
общества, способов совместной
деятельности людей разного возраста и пола,
мировоззрения и вероисповедания, национальностей и характеров;
происходит становление правовой культуры всех участников
образовательного процесса.
Список используемой литературы.
1. Орлов М.И. , Петрович В.Г. 8-летка
Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса: от теории к
практике. – Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО
«СарИПКиПРО», 2008.
2. Положение об Уполномоченном по защите прав
участников образовательного процесса
3. http://ombudsman.gov.ru/
|